Служителей культа ненцы называют словом «тадебя», от
глагола «тадебтесь» – заговорить, произнести
заклинание; «тадебтенггось» – колдовать, ворожить;
дословный перевод – колдун, ворожей. В своей работе автор будет
пользоваться общенаучным термином «шаман», чтобы не
было путаницы. По религиозным верованиям ненцев, звание шамана
передавалось по наследству. Шаманом становятся только мужчины, так как
здесь нужна физическая сила. Это отмечали и исследователи: «У
самоедов шаманом может быть только мужчина».
Слово "шаман" давно стало общим местом в современном оккультизме. Его
многие используют, но не многие понимают его истинный смысл. Это слово
пришло из языка эвенков и означает "тот, кто знает". Сегодня некоторые
считают, что шаман - это любой знахарь или последователь народной
медицины. Другие шаманами называют тех, кто обладает сильной личностью и
интенсивным взглядом. Но на самом деле шаман определяется тем, как он
работает. Говоря просто, шаман – это человек, который по своей воле
изменяет состояние своего сознания, чтобы вступить в контакт иили
отправиться в путешествие в иную реальность дабы обрести силу и
мудрость.
Личный тотем отличается от сивенов, других животных силы, духов,
тем, что его не надо побеждать. Он начинает сопровождать человека еще в
утробе и нередко сохраняется при кармическом перевоплощении.
Несмотря на продолжительные гонения шаманов и повсеместное
забвение шаманизма, когда люди потеряли способность видеть духов
природы, местному населению Приольхонья удалось сохранить не только
знания о шаманских обрядах, но и веру в духов.
Древнекельтский бубен был односторонним и скорее всего
назывался bodbran(песнь коровы). Его делали из коровьей, оленьей или
козлиной шкуры. Упоминания о нем встречаются с 18 века, а использовался
он на таких праздниках как Невестин день(1 февраля), Бельтан(1 мая) и
день святого Стефана(26 декабря). Эти древние церемонии проводятся в
кельтском мире и поныне.
Чтобы стать шаманом, человек должен был, прежде всего, обладать
наследственностью - утха (шаманский корень), т.е. иметь предка шамана.
Подтверждением его "избранности" являлся какой-либо отличительный знак
на теле - тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на
коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении. Считалось, что
истинный шаман должен был иметь лишнюю кость и, что лишь люди, чьи души
учились на том свете шаманской грамоте, могут сделаться хорошими
шаманами.
Существует множество различных типов шаманских инициации, но все они
неизменно включают в себя элементы переживания смерти, расчленения,
очищения и воскресения. В инициации как бы умирает "ветхий человек" и
воскресает обновленная и укрепленная личность "нового человека",
"сверхчеловека" архаического общества.
О шаманизме написано гигантское количество статей и монографий, и тем не
менее до сих пор недостаточно ясны даже сами критерии отнесения того
или иного религиозного феномена к шаманизму, не говоря уже о том, что
некоторые этнологи склонны отделять шаманизм как концептуальную модель
от шаманства как определенного типа религиозной практики. В настоящей
работе мы будем следовать критерию, предложенному М. Элиаде в его
знаменитой книге, и будем под шаманизмом понимать архаическую технику
экстаза, то есть примитивную психотехнику.