Несмотря на продолжительные гонения шаманов и повсеместное
забвение шаманизма, когда люди потеряли способность видеть духов
природы, местному населению Приольхонья удалось сохранить не только
знания о шаманских обрядах, но и веру в духов. Сложившееся в литературе
мнение об упадке сибирского шаманизма, не совсем совпадает с
действительностью. На берегах Байкала сохранились потомственные шаманы,
имеющие шаманский корень - "утха" в пятом и даже девятом колене. Из
поколения в поколение сибирские шаманы, несмотря на все запреты,
передавали "из уст - в уста" родословные предания и легенды, древние
шаманские практики, искусство лечения населения природными средствами и
травами, умение входить в шаманское состояние - "впустить онго" и
способность видеть и общаться с духами. Точно так же, как и тысячу лет
назад, сегодня они обращаются с призывом к духам: безошибочно произнося
"дурдалгу" (шаманскую молитву), и выполняя традиционную
последовательность действий обряда. Большинство современных бурятских
семей, так или иначе, соприкасаются с шаманами, знают их имена и адреса,
приглашают шаманов для лечения родственников, верят в душу и просят
шамана вернуть её, если в процессе жизни её теряют. Без души, говорит
шаман, человек может прожить не больше трех лет.
Современный шаман сегодня зачастую образован, публикует книги, выступает
с лекциями, общается с духами, демонстрирует шаманские обряды и
святыни, живет в гуще своего народа, переживает все его боли, проблемы,
радости, поддерживает все установленные традиции, напоминая забывшим о
древних обычаях, в определенно установленное время приносит жертвенные
подношения духам предков и духам местности. Сегодня шаман - прежде всего
хранитель древних традиций, устного эпического творчества своего
народа, знаток обрядов, шаманских молитв и призываний, имен родовых
духов. Состояние "онго" хотя и не сопровождает многие обряды, знакомо
практикующим шаманам по личному опыту.
Характерной
чертой современного шаманизма Прибайкалья является его открытость для
всех желающих. Шаманы охотно общаются, делятся своими знаниями и
демонстрируют при зрителях шаманские обряды. Яркий пример этому
деятельность ольхонского шамана В. Хагдаева.
Валентин Владимирович Хагдаев, наследственный, практикующий ольхонский
шаман в девятом колене бурятского рода Буян, подрода Хагдай (родовой
улус Тонта), в 2000 г. прошел пятое посвящение "хэсэтэ боо" ("получивший
бубен"). Во время посвящения неожиданно пошел "слепой" дождь, что
расценено стариками как хорошее предзнаменование. Валентин, как истинный
шаман, имеет лишнюю кость: тэнгерийн тэмдэг (божественная отметина) -
от рождения раздвоенный большой палец на правой руке. По словам
Верховного шамана Монголии боо Цэрэн-зайрана: "с такой отметиной шаманы
рождаются один раз в век и сейчас больше нет ни одного шамана с двойной
костью, как у Валентина". Занимаясь шаманизмом, Валентин Хагдаев
закончил аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии
Бурятского научного центра СО РАН. Опубликовал монографию "Шаманизм и
мировые религии", которая в настоящее время им дорабатывается до
диссертации на кандидатскую степень. Он знает наизусть многие, ещё
неопубликованные, легенды, мифы своего народа и родовые предания,
подробно может рассказать о своей родной земле, практически о каждом
памятном месте в Тажеранской степи. Благодаря таким людям, теперь не
надо ссылаться на авторитетных европейских исследователей шаманизма, а
можно получить информацию о мире духов из первых рук, изнутри самого
шаманизма. И надо заметить, что подобная информация, ставшая доступной в
последние годы от практикующих шаманов, часто не совпадает с
распространенными стереотипами о шаманизме: "духовном каноэ",
"путешествии в мир духов через дупло или отверстие в земле", "наличии
добрых духов помощников" и т.д.
Описывая свой опыт шаманского выхода из тела, ольхонский шаман В.
Хагдаев пишет: "И следует усвоить, что там, в духовном мире, куда важней
богатства и власти то, какой ты был человек - плохой или хороший, злой
или добрый и сотни подобных вопросов - ответов задают и отвечают за
тебя. Ведь в тот мир, не потащишь ни власть, ни деньги, они имеют силу
только в этом земном материальном мире. "Там" исчезают
пространственно-временные ощущения - различия, "там" мир бесформенный
или много форменный, это зависит от бедности или богатства сознания и
воображения. "Там" действительно невообразимо легко, блаженно и
невозможно полностью передать словами все те ощущения, которые
испытываешь во время выхода и перехода в ирреальный мир, что пришлось
испытать мне во время моего первого шаманского путешествия и когда мне с
большим трудом и болью удалось вернуться в наш тяжёлый мир, в своё
тело".
Трудно отделить правду от вымысла. Доказать или опровергнуть
существование необычной реальности, подлинности путешествия души шамана в
другой мир или отнести все это к построениям его ума сегодня, несмотря
на многочисленные исследования этого феномена, невозможно. Вопрос о
существовании души у человека остается открытым. И хотя эта тема выходит
за рамки настоящей публикации, основываясь на конкретных живых
свидетельствах практикующих шаманов, ниже, несколько слов с
предостережением от моды на "шаманские практики" и насильственных
попыток вхождения в измененное состояние сознания. То, что написано у
Карлоса Кастанеды, Майкла Харнера и Мирча Элиаде подтолкнуло тысячи
европейцев к экспериментам со своим сознанием. Частные случаи вхождения в
"шаманское состояние", распространенные по миру авторитетными
антропологами, стали хрестоматийным и повторяются в большинстве
последующих публикаций о шаманизме. Убеждение в возможности повторения
идентичного мистического опыта, уже известного из классических описаний
шаманизма, как шаманское путешествие, толкает людей к неоправданному
риску с экспериментами над своей психикой. Однако, стереотипы о добрых
духах-помощниках и об ощущении безмерной радости в измененном состоянии
сознания могут и не совпадать с субъективными испытанными ощущениями.
Реальность опыта некоторых шаманских путешествий свидетельствует о
полном БЕЗРАЗЛИЧИИ другой реальности к человеку, и даже её враждебности к
вторжению на её территорию. Чуждые сущности не желают контактировать
даже с эфирным телом шамана.
За пределами объяснимого мира находится область, характеризуемая
безвременьем, слитностью прошлого и будущего, отсутствием привычных форм
и следствий. В сверхъестественном мире становится возможным прямое
восприятие сгустков эмоций и чувств, существующих без форм, ощущаемых
напрямую без соответствующих зрительных образов и переживаний - сразу:
"Это" - страх, "Это" - счастье. "Это" - Истина. Ощущение глубокого
одиночества в пугающем чужом мире без знакомых образов и представлений,
встреча со своим страхом, самим собой, который в этом - другом мире без
формы и лица, тождественен "Я". Душа распадается и представляется
одновременно тремя и даже семью, такой опыт просто может не выдержать
неподготовленный разум. Нельзя вернуться в тело и проснуться, несмотря
на осознанное желание выйти из необычного состояния. И тогда одна из душ
может заблудиться в чужом мире, надолго остаться в пограничном
состоянии: с нарушением сна и "голосами" в реальной жизни. И все это
ярче и более настоящее, чем в реальной жизни. Нужен ли этот опыт,
который невозможно даже передать в словах человеческого разума? Все
сказанное содержится также только в одной фразе: "О вреде магического
овладения миром". Бурятские шаманы, говорят что без души человек не
проживет больше трех лет.
Характерной особенностью неошаманизма Прибайкалья конца ХХ и начала ХХI
века стала публичная демонстрация шаманских "театрализованных" обрядов
без "впускания в себя духа-онго" и проведение новых по своему содержанию
обрядов, выполняемых шаманом за денежное вознаграждение. Кроме
традиционных обрядов по улучшению здоровья и возврата души в тело, все
чаще люди просят шамана провести обряд для улучшения своего
благосостояния, чтобы шла хорошо торговля или бизнес; для карьерного
роста, изменения внешности в лучшую сторону, приворота любимого и т.д.
Причем с такими просьбами стали обращать не только местные жители, но и
люди из европейских городов России и из-за рубежа. Складывается
впечатление, что чем дальше находятся от шамана люди, тем более
могущественными возможностями наделяют его. На протяжении нескольких
поколений современное общество придерживается системы мышления без
использования магии и колдовства, и отказывается от веры в древних
духов. Многие люди просто забыли, что к черным формам магии относится
использование духовной силы ради материальной выгоды. Опасность
заключается в том, что к волшебству очень легко пристраститься. Зачем от
каких-либо временных неудач бросаться в крайности и пытаться
магическими средствами менять свою карму, бежать от жизни в Тибет,
шаманизм, измененные состояния сознания, в иную систему познания и иной
способ восприятия? Нужен ли сверхъестественный (астральный) опыт на
физическом плане?
Однако, тяга человека ко всему таинственному и неизведанному привлекает
на берега Байкала все больше желающих лично встретиться с практикующим
шаманом. По словам В. Хагдаева: "Трудно сейчас отличить кто настоящий
шаман, а кто псевдошаман, целью которого является только извлечение как
можно большей прибыли и который стучит себя в грудь больше всех,
доказывая, что он великий шаман, - забывая о том, что древние шаманы
отличались прежде всего скромностью и мудростью, любовью и состраданием к
своим ближним".
В Бурятии уже появились неошаманы, присвоившие себе высшие 9-е степени
посвящения "заарин", т.е. шаман который может левитировать выше крон
деревьев свободно перемещаться между мирами. Большинство наследственных
шаманов западного берега Байкала имеет 1-5 ступени посвящения. Кто из
них настоящий, а кто "псевдошаман" покажет время.
В настоящее время шаманы Прибайкалья и Забайкалья объединяются в
ассоциации и шаманские конфессии. В Республике Бурятия в 1997 г.
зарегистрирована шаманская конфессия "Боо мургэл", объединяющая в
настоящее время в своих рядах 45 шаманов, которые имеют узаконенное
государством право заниматься культовой деятельностью в Байкальском
регионе. Объединение шаманов Усть-Ордынского национального округа
Иркутской области "Сахилган" возглавляет шаман Виталий Борисович Павлов.
Оно объединяет около 10 шаманов. В Ольхонском районе живет еще 4
шамана, которые не входят в вышеперечисленные шаманские конфессии.
Патриарх ольхонских шаманов, многоуважаемый Орлооб Орбодоевич Орбодоев
считал ольхонских шаманов наиболее сильными из существующих,
сохранившими наиболее правильно "шаманскую науку".
Количество шаманов в местности, известной сейчас под названием
Ольхонский район, по данным подворных списков за 1884 г. составляло 13
шаманов. В 1962 г. этнограф-фольклорист С.П. Балдаев записал имена
девяти шаманов, живших в Приольхонье. В 2001 г. официально практикующих
шаманов на этой территории осталось только четверо и много старцев,
исполняющих те или иные обряды.
Современный шаман Прибайкалья сегодня образован, знаком с буддизмом и
современными научными теориями. Как уживаются в нем эти две веры:
шаманизм и буддизм с современной наукой? На самом деле все очень просто,
шаман говорит, что человек хочет быть защищен в жизни от несчастных
случаев и проблем. Он хочет здоровья и счастья любым способом. Через
защитные мантры лам и через оберегающие заклинания шаманов, человек
приносит тем и другим богам жертвенные подношения. Иногда ламы отсылают
мирянина к шаманам или наоборот, все зависит от сложности проблемы. В
целом человек ищет любой возможной помощи, будь то помощь буддийского
божества, современного врача с ученой степенью или шаманского
духа-тэнгрия. Он может сегодня после посещения врача позвать домой
шамана, чтобы сделать обряд, а завтра поехать в дацан к ламе совершить
аналогичный обряд по буддийскому канону. В своей практике шаманы
используют "Атлас тибетской медицины", а при гриппе рекомендуют
обратиться к врачам. Иногда современная медицина оказывается бессильной
помочь больному обычными способами, тогда человек обращается к шаману,
знахарю, ламе - альтернативному способу достижения здоровья и
благополучия необычным путем. Эффективность древних шаманских обрядов
подтверждается вековой и тысячелетней практикой и, случается, помогает
отдельным больным людям. Пациенты действительно иногда поправляются.
Однако трудно установить, действительно ли прекращение болезни было
результатом шаманской терапии или человек поправился самостоятельно.
Шаманизм бурят - вера, рожденная этим народом в этой местности, на этой
земле и сохранившаяся в течение тысячелетий, хотя ей предрекали гибель и
исчезновение еще в прошлом веке. Её никогда не признавала официальная
власть, так как считалось, что у шаманизма нет стройной канонической
литературы. Экстаз шамана официальная наука относила к болезни и
расстройству психики. Но время показало, что на самом деле шаманизм жив и
его древние практики открывают путь к сверхчувственному восприятию.
Экстаз шамана, или по-современному "измененное состояние сознания" стал
признанным инструментом для практик, благодаря которым человек может
действовать как маг или "видящий". Нет смысла думать о том, кто такие
"духи" на самом деле и почему шаманизм действует. Без личного опыта
вхождения в измененное состояние сознания невозможно словами передать
суть этих знаний "нечеловеческого происхождения и характера". Антрополог
К. Кастанеда невыразимое в словесной форме знание образно назвал
"безмолвным знанием". Шаманизм находится "по ту сторону" повседневного
человеческого опыта и зачастую оперирует закономерностями, многие из
которых выше современного понимания. "Сила древних заклятий и практик
жива и действенна", - так говорят практикующие шаманы и маги.