О шаманизме написано гигантское количество статей и монографий, и тем не
менее до сих пор недостаточно ясны даже сами критерии отнесения того
или иного религиозного феномена к шаманизму, не говоря уже о том, что
некоторые этнологи склонны отделять шаманизм как концептуальную модель
от шаманства как определенного типа религиозной практики. В настоящей
работе мы будем следовать критерию, предложенному М. Элиаде в его
знаменитой книге, и будем под шаманизмом понимать архаическую технику
экстаза, то есть примитивную психотехнику.
Действительно, за исключением психотехники в шаманизме нет
ничего уникального, ибо все космополитические и космографические идеи и
представления, используемые или утилизируемые шаманизмом (тройственное
деление мира, образ мировой оси и т. п.), существовали и до него и
помимо него. И глубоко прав М. Элиаде, считающий особенностью шаманизма
именно то, что он сделал эти представления содержанием индивидуального
религиозного опыта, а точнее, смоделировал, его форму по образцу
общепринятых космологических представлений, используя их и для описания
своего сугубо личного опыта глубинных переживаний.
Процитируем самого М. Элиаде: "В архаических культурах сообщение между
Небом и Землей используется для жертвоприношений небесным богам, а не
для того, чтобы предпринимать конкретное и индивидуальное восхождение,
которое остается уделом шаманов. Только они умеют подниматься на Небо
через "центральное отверстие", только они преобразуют космотеологическую
концепцию в конкретный мистический опыт.
Это важный момент: он показывает ту разницу, которая существует,
например, между религиозной жизнью североазиатского народа и религиозным
опытом его шаманов - этот последний есть опыт индивидуальный и
экстатический. Иными словами, то, что для остальной общины остается
космологической идеограммой, для шаманов (и других героев и т. д.)
становится мистическим маршрутом. Первым Центр Мира позволяет направлять
к небесным богам своим просьбы и приношения, тогда как вторым он дает
возможность улететь в прямом смысле слова.
Реальное сообщение между тремя космическими зонами возможно лишь для
этих последних. <...> Не сами шаманы - одни - создали космологию,
мифологию и теологию своих племен; они лишь ввели их в свой внутренний
мир, опробовали и использовали в качестве маршрута для своих
экстатических путешествий". В ходе развития шаманизма его
психотехнический элемент еще более усиливается, и те типы шаманизма,
которые, по существу, являются переходными от ранних форм религии к
религиям чистого опыта, стремятся к усилению роли психотехнического
элемента, ведущего к трансперсональным переживаниям ("транс" в
терминологии Элиаде). Элиаде предлагает следующее объяснение этого
явления:
- "Например, не обязано ли отклонение шаманского транса от "нормы" тому
факту, что шаман пытается опробовать на конкретномопыте символику и
мифологию, которые по самой своей природе не подлежат эксперименту, не
поддаются "конкретной" "проверке опытом"; одним словом, не стремление ли
достичь любой ценой и неважно каким способом вознесения во плоти,
мистического и в то же время реального путешествия на небо, - не оно ли
привело к ошибочным трансам, которые мы наблюдали; не является ли,
наконец, такое поведение неизбежным следствием отчаянного желания
"пережить", а иначе говоря, "опробовать на опыте" то, что в нынешнем
человеческом состоянии возможно лишь в плане "духа ?".
В этой цитате только один пункт вызывает наше несогласие с Элиаде - по
нашему мнению, люди во все века, от шаманов до индийских йогинов и от
орфиков и гностиков до "сайентологии", занимались экспериментами с
психикой, стремясь поверить опытом доктринальные положения и
догматические схемы, которые, в свою очередь, непосредственно или
опосредованно также восходили к опыту и переживанию. Порой эти
эксперименты приводили к созданию такого психотехнического чуда, как
индийская йога, подлинная наука духовного делания, а порой - к появлению
сомнительного "культа"
В случае с шаманизмом (оставляя без ответа вопрос о том, не была ли и
исходная космотеология основана на стихийном и неосознанном
психотехническом опыте) избыточное присутствие в нем психотехнического
фактора приводило к деформации исходной модели, к упадку шаманизма как
четко определенного культурно-исторического явления и его перерастанию
(по крайней мере, в некоторых регионах) в религию чистого опыта.
Шаманизм был шаманизмом, пока психотехнический и космотеологический
(архаический по своему характеру) аспекты его находились в гармонии и
согласии. Но как только переразвитие психотехники привело к осознанию
недостаточности старых мифа и космологии ни как формы описания нового
опыта, ни как его концептуальной опоры, шаманизм вступил в кризис,
приведший в отдельных случаях к появлению религий высшего порядка
(характерный пример - даосизм).
Важно отметить еще одно существенное отличие психотехники шаманизма от
психотехнических методов в религиях чистого опыта. В первом случае
психотехника (в классическом варианте) направлена на вполне утилитарные
цели: шаман вступает в сферу трансперсонального опыта или во время
инициации, или выступая как психопомп (проводник душ умерших на тот
свет), или с целью излечения больного и т. п., тогда как в религиях
чистого опыта психотехника есть средство постижения истины,
освобождения, спасения или самореализации (ср.: "И познаете истину, и
истина сделает вас свободными").
Это отличие очень точно подметил японский ученый Идзуцу Тосихико в своей
статье "Мифопоэтическое "эго" в шаманизме и даосизме": для шамана
существует разрыв между его могуществом, обретенным в трансе, и его
состоянием в обыденной жизни, тогда как для даоса и то, и другое едино и
неразделимо.
Потому поэт-шаман Цюй Юань (III в. до н. э.) кончает жизнь самоубийством
в водах реки Мило, а лирический герой оды "Дальнее странствие" ("Юань
ю") наслаждается созерцанием истока всего сущего, венчающим его
"волшебный полет". Не ставя своей целью всестороннее описание шаманизма
(явления, как и другие формы религии, поистине универсального, имеющего
место и в сибирской тайге, и в тундре, и в Индонезии, и в обеих
Америках, и в Океании, и в других местах), мы ограничимся общей
информацией (иллюстрируя ее одним-двумя примерами) о следующих аспектах
шаманизма: "шаманская болезнь", инициационные ритуалы, переживания и
камлание как основная форма шаманской психотехники, включающая в себя
"волшебный полет" в небесный мир или нисхождение в подземный. После
этого мы предложим возможную психологическую интерпретацию
рассматриваемых явлений. Примеры в основном взяты нами из монографии М.
Элиаде как своего рода компендиума материалов по шаманизму.