Не только бубен, но и костюм шамана отражал представления народов
Сибири о мировом пространстве. Шаманское облачение, как и бубен, было
индивидуальным, принадлежащим лично шаману культовым предметом,
позволявшим осуществлять обрядовые действия.

Шаманская парка. Вид спереди

Шаманская
парка. Вид сзади
Шаманский костюм обычно состоял из парки
(кафтана), нагрудника, головного убора и обуви. У энцев, нганасан и
кетов, помимо обычного набора, существовали рукавицы.
У нанайцев,
удэгейцев и ульчей ритуальная одежда шамана состояла из юбки и рубахи с
короткими рукавами; обязательной принадлежностью костюма был головной
убор, сплетенный из ритуальных стружек.
Ритуальные стружки,
именуемые в этнографической литературе айнским термином "инау", широко
применялись в обрядовой практике всех народов бассейна Нижнего Амура.
Скорее всего, они попали туда от айнов о. Хоккайдо и Сахалина через
нивхов. Инау представляют собой искусно заструженные палочки или длинные
стружки, которыми обвязывают священные объекты, черепа животных, головы
людей и т.д. Выдающийся российский этнограф Л.Я.Штернберг в статье
"Культ инау у племени айнов" считал, что они выполняли роль посредников
между людьми и духами. По объяснению одного из сахалинских айну, инау -
это "толкующий человек, посол, оратор". Как и выдающиеся по красноречию
люди, которые служили "послами и посредниками в делах мести, мира и
войны", инау обладал способностью быстро и красноречиво передавать богам
потребности человека. Слово "инау" Л.Я.Штернберг этимологизировал как
"язык дерева", сопоставляя стружки с "языками" оратора-посла и сравнивая
их с языками огня, "с шумным многоязычием его пламени".

Символика шаманского костюма.
Птица
У многих народов Сибири шаманский костюм
символизировал птицу, и не простую, а "чистую”, небесную. Только надев
такой костюм, шаман получал возможность летать и таким образом выполнять
возложенные на него обязанности посредника между человеческим миром и
миром духов. Наиболее ярко этот смысл отражен в семантике бахромы,
которой обшивался подол, рукава, а иногда и ворот; бахрома осмыслялась
как птичьи перья.

Танец
якутского шамана, изображающий полет птицы
Образ костюма-птицы
символизировали и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде
подвесок на кафтан и нагрудник, прикреплявшиеся к головному убору.
Эти
изображения обозначали духов-помощников шамана, имеющих вид птиц —
гагары, орла, журавля, утки, а также символизировали самого шамана,
когда он в образе гагары плыл по мировой реке или в виде орла сражался
со злыми духами.

Парка
селькупского шамана. Вид сзади. Вид сзади. 1 — крот; 2 — гагара; 3, 5 и 8
— журавли; 4, 6 и 9 — утки; 7- орел

Головной
убор нганасанского шамана
Символика шаманского костюма.
Животное
Путешествие шамана не всегда осмыслялось
как полет к высшим небесным духам, иногда ему приходилось спускаться в
мрачный нижний мир, дорога куда пролегала, как считали якуты, через
"море бед и несчастий”. Поэтому в шаманском костюме часто сквозь образ
птицы явственно проступает образ зверя.

Шаман
верхом на медведе спускается в нижний мир.
Это отражено во внешнем виде и семантике
головного убора, придававшего шаману черты животного (оленя, лося,
медведя), а также обуви, оформлявшейся часто как оленье копыто.
Пришивавшийся сзади к кафтану повод, за который шамана держали во время
камлания, также воссоздает в костюме образ ездового животного. По
представлениям якутов, новый костюм требовалось сначала "объездить”, так
как он "не давался” шаману и "бился как лошадь”.
Символика шаманского костюма.
Модель вселенной
Камлание, со всеми превращениями шамана из
человека в птицу, из птицы в животное, являлось своеобразным описанием
вселенной, способом осмысления и моделирования мира. Три шаманские
ипостаси — человек, птица, животное, их отражение в костюме, обыгрывание
в ритуале выражают идею мироустройства. По аналогии с пространственным
членением мифологического космоса можно установить ряд соответствий
между определенными космическими сферами и частями шаманского костюма,
между тремя классами существ, приуроченных к трем ярусам мирового древа,
и расположенными на костюме их изображениями (в виде металлических
подвесок, аппликаций и т.д.).

Головной
убор нганасанского шамана
В этом плане были важны семантические
противопоставления верхней (плечи), средней (пояс) и нижней (подол)
частей. Например, шаманские костюмы селькупов делились на верхнюю
"светлую” часть и нижнюю "темную”.На светлой части, оформленной мехом
оленя, помещались изображения духов верхнего мира; ниже пояса находились
изображения духов нижнего мира, а при оформлении использовался мех
медведя. У некоторых народов были шаманы, имевшие два костюма: один,
сшитый из оленьей шкуры, — для камланий в верхний мир, другой, из
медвежьей шкуры, — для нижнего мира. Головной убор шамана часто
украшался оленьими рогами — настоящими или их стилизованными
изображениями.

Изображения
рыб и змей на шаманском костюме эвенков
Подол кафтана сзади
удлинялся, образуя мыс в виде хвоста. Иногда такой хвост имел вид
утолщенных пестрых жгутов — змей. В этом случае подол был вместилищем
хтонических существ, обитателей нижнего мира. На шаманских костюмах
якутов на подоле нашивались металлические изображения рыб и змей,
символизирующие обитателей "моря бед и несчастий”.
Им были
противопоставлены изображения небесных птиц (лебедя, журавля),
помещавшиеся на плечах. В других случаях — птицы верхней части костюма
противопоставлялись фигурным изображениям зверей (волка, медведя),
расположенным на подоле.

Средняя
часть костюма — нагрудник — отмечалась особо: на ней были расположены
изображения самых главных духов-помощников шамана.

Нагрудник
нганасанского шамана
Иногда на кафтанах имелись изображения
костей и внутренних органов человека. Их расположение отвечало
представлениям о строении человека и соотносилось со схемой
мифологического космоса: образ человека накладывался на космос и являл
собой их тождество — антропоморфизированный космос. Шаманский костюм был
не только вместилищем духов, но и, как и бубен, своеобразной картой
вселенной, на которую были нанесены символы шаманского пути.