"Я, покидающий мир, преклоняюсь и обретаю
прибежище в ламе-исповеднике и всех божествах, мирных и гневных."
В древности людей учили умирать, а в некоторых странах Востока —
перевоплощаться. Человек, воспитанный в древних духовных традициях,
почти не боялся смерти, во всяком случае — значительно меньше, чем
большинство наших современников. К тому же он получал поддержку от
родственников и друзей, которые по мере своих сил помогали его переходу в
иной мир. Буддисты Тибета, например, черпали все необходимое из
знаменитой «Бардо Тодол» (тибетской «Книги мертвых»), написанной ламами в
VIII веке. Она учит, как умирать, а главное, что делать душе после
смерти, чтобы следующая жизнь была лучше прежней. Оказывается, это целая
наука, причем очень непростая.
Меж двух миров
Посвященные в Тибете знают, что их ждет после смерти. Ламы уже при жизни
видели загробный мир и испытали сопровождающие смерть ощущения. Во
время смерти их сущность освободится, сознательно вступит в
потусторонний мир и пойдет вперед по уже знакомым дорогам и тропам,
заранее зная, куда они ее приведут. В свой смертный час ламы сохраняют
полную ясность сознания и не нуждаются в чьей-либо помощи.
Простым же тибетцам на смертном одре помогает священнослужитель. Он
успокаивает умирающего и главное — неутомимо назидает, какой путь ему
избрать.
Первая забота ламы — не дать умирающему уснуть, впасть в обморочное или
коматозное состояние, сохраняя до последней секунды ясность ума. Лама
обращает внимание умирающего на постепенное угасание различных сознаний:
сознание глаза, сознание носа, языка, уха, т. е. на постепенную потерю
слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния. Далее в бесчувственном теле
остается только мысль, которая наблюдает происходящее таинство.
Теперь важно заставить дух покинуть свою оболочку через темя: если он
выйдет другим путем, то будущее перевоплощение не будет благополучным.
Извлечение духа из тела производится двумя ритуальными восклицаниями:
«хик» и «пхет», произнесенными с особой интонацией, которой нужно долго
учиться. При произнесении этих восклицаний лама должен глубоко
сосредоточиться и полностью отождествить себя с умершим (тогда
произносится «хик»). Затем нужно сделать усилие, какое понадобилось бы
покойному, чтобы «поднять» свой дух к макушке головы с силой,
достаточной, чтобы пробить для себя в темени отверстие (тогда
произносится «пхет»).
"Согласно тибетской «Книге мертвых», душа, прежде чем определится ее
посмертная участь, должна пройти некое промежуточное состояние — Бардо.
Это состояние длится в среднем сорок девять дней
"Сразу после смерти мы встречаем Предвечный Чистый Свет — тот самый, что
в конце туннеля. Это важнейший миг в состоянии Бардо."
Мало кому, однако, удается это сделать и достичь нирваны. Многие
проходят через Чикай Бардо вообще в беспамятстве, в обморочном
состоянии. Их сознание включается только в Хониид Бардо. Очнувшись,
умерший видит боль и горе своих близких и часто начинает себя жалеть.
Этого делать нельзя — не надо цепляться за ушедшее, не надо бередить
свои чувства. Важно успокоиться и принять все, что выпало на нашу долю.
В Хониид Бардо начинаются страшные видения, кармические миражи. Вспыхнет
яркий страшный свет, внутри которого будут раздаваться еще более
страшные, непривычные для нас звуки. «Книга» предупреждает о том, что их
ни в коем случае нельзя пугаться. Эти устрашающие миражи исходят от нас
самих, из бессознательной части нашего «я». Если мы в них узнаем себя,
то все будет хорошо, а если нет, то нас охватит безумный страх, который
может погубить. Если мы начнем и здесь пугаться, убегать — не понимая,
что убегаем от самих себя, то будем проваливаться все ниже и ниже, пока,
наконец, не воплотимся в новом страшном мире.
Выбор всегда есть
"Видения, которые последовательно появляются перед умершими, имеют
разные цвета: голубой, белый, желтый, красный, зеленый, серый. Все эти
цвета символизируют миры, в которых может начать новую жизнь душа. Их —
шесть, а не один, как привыкли думать на Западе. Умерший, предпочтя
какой-либо из этих цветов остальным, тем самым предопределяет свое
будущее воплощение в одном из этих миров. Цвета, которые последовательно
возникают перед покойником, имеют, согласно тибетской «Книге», две
ипостаси: яркие и тусклые. Ламы рекомендуют предпочесть яркие цвета,
слиться с одним из них — это позволит человеку выйти в иные, более
счастливые «измерения». Тем не менее ламы предупреждают, что сделать это
чрезвычайно трудно. Почему? Да потому, что яркие цвета ослепляют и
пугают — как и в земной жизни. И если душа еще не готова к огненным
мирам, она отталкивается даже от них и притягивается к тому, что ей
созвучнее. Темно-серое дымчатое пространство может показаться таким
теплым, уютным, влекущим. А то, что этим цветом окрашен мир ада,
выявится только в дальнейшем… Выйти из этих миров чрезвычайно трудно.
Вот каковы шесть основных цветов. Тусклым белым цветом окрашен мир дэвов
(богов), серым дымчатым — ад, голубовато-желтым — мир «рассудочных
существ» (людей), тусклым красноватым — мир неприкаянных духов (претов),
тускло-зеленым — мир враждующих великанов (асуров), тускло-голубым —
мир животных (но животных не в нашем привычном понимании).
Мир дэвов находится выше всех, он в чем-то сродни христианскому раю. В
мире дэвов нет тяжелого труда, тягот жизни, напротив, там царят
беззаботность и наслаждения.
Ад практически идентичен христианскому аду, и попадаем мы в него за
грехи дурно прожитой жизни.
Особенно интересен мир претов — неприкаянных, растерянных духов.
Существование такого мира прямо-таки напрашивается из всего того, что мы
видим в земной жизни. Мы встречаем множество людей, которые чувствуют
себя вечно неудовлетворенными, отверженными, не уверенными в себе. Если
после смерти мы уходим в те или иные миры Сансары, то логично
предположить, что и до рождения каждый из нас находился в каком-либо из
них. Те люди, которые на земле ведут себя подобно неприкаянным духам,
возможно, прибыли на землю именно оттуда. Поэтому и условия их
воплощения (выбор родителей, первоначального окружения, внутренние
склонности) способствуют тому, чтобы они состоялись именно в этом
качестве. Но цель нашего развития должна заключаться в том, чтобы не
возвращаться после смерти в тот мир, откуда мы пришли, а подниматься
выше и выше.
Люди властные и агрессивные притягиваются к миру асуров — враждующих
великанов. Приходилось ли вам встречать людей, которые повсюду
приобретают врагов? Они не могут жить без врагов — даже если утверждают
обратное и верят в это сами. Эта всепоглощающая страсть приводит к тому,
что всю жизнь они проводят в непрестанной борьбе с другими людьми. И
хотя они обвиняют в этом окружающих, в действительности они не могут
жить без борьбы, которая постоянно подпитывает их эмоции — те эмоции, к
которым они тянутся всем своим существом (и от этого страдают сами). В
них живет как бы внутренний враг, который отравляет им жизнь, но у
которого они находятся в рабстве. Отдушиной для них являются люди-преты,
которыми легко управлять и на которых они вымещают свою
неудовлетворенность. Если преты мало верят в свои силы, то асуры с виду
очень сильны и активны. Тем не менее их самолюбие также постоянно
уязвлено, так как они повсюду стремятся к первенству.
Тускло-голубым цветом окрашен мир животных. Согласно буддийскому
эзотерическому учению, все мы, нынешние люди, уже проходили стадию
животных и больше не должны туда возвращаться. Но тот, кто не стремился в
жизни к знанию, кому это казалось скучным, кто деградировал в процессе
жизни, притянется к тому миру, обитатели которого по развитию находятся
ниже мира людей. Ему покажется с ними уютно, поскольку они не ущемят его
самолюбие и не напомнят о его несовершенстве. И лишь окончательно
провалившись туда, он почувствует себя неудовлетворенным, лишенным
полноценного общения.
Если умерший не смог слиться с каким-либо из возникавших перед ним
ослепительных сияний и в то же время проигнорировал пять из шести
тусклых миров, перед ним открывается дорога в единственный оставшийся
мир — мир людей. Именно так мы снова приходим в наш мир, забыв о прежних
жизнях, но сохранив в душе все хорошее и плохое, что совершили в
предыдущих воплощениях.