Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризован в начале 80-х
годов прошлого века проживающим в Канаде писателем-фантастом Уильямом
Гибсоном. После издания романа «Нейромант» (англ. Neuromancer, 1984,
иногда переводится как «Нейромантик») Уильям Гибсон стал самым известным
писателем в этом жанре. Затем к киберпанку обратилось немало одарённых и
весьма различных по стилю американских писателей-фантастов, среди
которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Суэнвика.
Своеобразный пост-киберпанковский стиль характерен также для
футуристических романов Нила Стивенсона.
Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в
противовес утопической фантастике, и что на его появление повлияло
развитие информационных технологий в начале 80-х годов, которое не
находило адекватного отражения в традиционной научной фантастике того
времени. Киберпанк же был нацелен в основном на ближайшее будущее, был
технически точен и требовал от читателя хорошей осведомлённости в
вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.
В основном произведения киберпанка ориентированы на молодёжную,
протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковских произведений часто
становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный
положительный персонаж зачастую представляется киберпреступником,
маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных
персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром
транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность
лучших произведений жанра заключается в том, что воплощённый в них
художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире
киберпанка высокое технологическое развитие зачастую соседствует с
глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в
городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и
мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной
музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных
играх.
Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий «Хьюго» и
«Небьюла». В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной
истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанка. В наши
дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра, как
кибертрэш и нанопанк.